Существует устоявшаяся российская галлюцинация, что Александр I разбил французскую армию Наполеона, и русские взяли Париж. Кроме снисходительного смеха это невежественное заключение ничего не вызывает, потому что не правда. Первое: Наполеон наголову разбил русскую армию, начав свою военную кампанию в июле 1812 года, а уже в сентябре того же года вошёл в Москву, сожженную её губернатором графом Фёдором Васильевичем Ростопчиным. Второе: “светлейший князь” Михаил Кутузов за всю историю своих баталий против Наполеона не выиграл у французского императора ни одно сражение, и, более того, старался их избегать. Кутузов также проиграл сражение под Бородино, оставил Москву и отступил в Тарутино. Тем временем, Генерал Губернатор первопрестольной Ростопчин „высоконравственно“ сжигает город вместе с его многовековым художественным, историческим и материальным наследием. В Москве сгорают заживо несколько тысяч русских раненых солдат. Дворян Кутузов приказал вывезти из города, а чернь оставил гибнуть. Эти преступления против человечности навсегда остались на совести Ростопчина и Кутузова, безосновательно героизированных Россией.
Официальная «русская» история утверждает, что Наполеон потерял почти всю армию а “русские” закончили эту войну наголову разбив французов. Но вот объективные данные: Кутузов вывел из Тарутино ста тридцати тысячную русскую армию, а привёл в Вильно всего двадцать семь тысяч солдат и офицеров - это при 90% небоевых потерь. А всё потому, что светлейший главнокомандующий всё больше интриговал, писал кляузы, спал, а о провианте и зимней одежде для армии не заботился. Растопчин писал 20 сентября императору о бездеятельности командующего в период после оставления Москвы и сидения в Тарутинском лагере: „Князя Кутузова больше нет - никто его не видит: он всё лежит и много спит. Солдат презирает его и ненавидит его. Он ни на что не решается: молоденькая девочка, одетая казаком, много занимает его.“
Когда же Наполеон вернулся в Париж он был арестован по приказу Бурбонов и сослан на остров Эльба, откуда Бонапарт благополучно бежал и вернул себе трон. Из чего следует, что никакой победы «русского оружия» над Наполеоном не состоялось. Сочинённая “русскими” героизация короткой и бездарно проигранной войны Наполеона с царём Романовым, инициировалась Александром I, приказавшим создать военную галерею в Зимнем дворце, где были представлены портреты русских «прославленных» полководцев Отечественной войны 1812 года - Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих, многих других «славных» сынов России. Более четырехсот!!! Автором всех портретов, ставших в некоторых случаях единственными изображениями «героев» 1812 года, был «замечательный» английский художник Джордж Доу (Пушкин называл его "Георг Дау"), ныне почти забытый у себя на родине в Англии, да и в России. Кроме специалистов, мало кто помнит это имя. Ещё меньше тех, кто что-нибудь знает о его жизни и творчестве.
Вернувшиеся в 1815 году на трон Франции Бурбоны не могли и в страшном сне представить, что Наполеон вновь окажется в Париже. Пусть даже мёртвым. Всё изменилось после Июльской революции 1830 года. Новым королём стал герцог Орлеанский Луи-Филипп I. Он хоть и происходил из боковой ветви Бурбонов, но в молодости успел послужить в революционной армии. Этот человек решил вернуть Франции былое величие, и одним из путей к этой цели оказалась идея о перезахоронении останков Наполеона I в Париже.
Переговоры с англичанами о вывозе тела Наполеона I c острова Святой Елены в Европу длились несколько лет. В Лондоне без восторга отнеслись к инициативе Луи-Филиппа I. Даже усопший Наполеон внушал его бывшим врагам страх. А что если для бонапартистов это будет повод сплотиться и начать подготовку к военному реваншу? И всё же Луи-Филипп сумел добиться своего. Летом 1840 года к острову Святой Елены отправились два корабля.
Экспедицию возглавил принц Франсуа Орлеанский, третий сын Луи-Филиппа I. В октябре по прибытии на остров немедленно приступили к эксгумации останков. У могилы собралось несколько десятков человек. Здесь были и те, кто лично знал императора, в частности, маршал Анри Гасьен Бертран, генерал Гаспар Гурго и барон Эммануэль де Лас Каз. Все отметили, что тело Наполеона, пролежавшее в земле почти 19 лет, на удивление хорошо сохранилось.
Для перевозки праха заранее был изготовлен украшенный золотом саркофаг. В него поместили тело императора, а затем внушительная процессия отправилась к берегу. Все суда в гавани острова дали пушечные залпы в честь столь важного события. Фрегат «Бель Пуль», заранее окрашенный в чёрный цвет, доставил в конце ноября останки в Шербур. Здесь саркофаг перегрузили на корабль «Нормандия», который направился в Руан. В этом городе уже поджидал пароход «Дорад», на котором тело Наполеона и было доставлено по Сене в Париж.
Прохождение торжественной процессии по Парижу было назначено на 15 декабря. Этот день выдался морозным. Но толпы народа всё равно вышли на улицы, чтобы проводить в последний путь знаменитого соотечественника. Всего собралось до полумиллиона человек. Съехалось и много ветеранов Наполеоновских войн. На всём пути следования к Дому инвалидов в четыре ряда стояли войска в парадной форме. Кроме того, вдоль маршрута разместили изображения с подвигами Наполеона I и важными событиями из его жизни.
Саркофаг везли в огромном катафалке, влекомом сразу 16 лошадьми. Отдельно вели белого скакуна под малиновым бархатным седлом Наполеона I. В этом седле полководец сидел во время битвы при Маренго.
Катафалк имел длину 12 метров и весил почти 10 тонн. Он был обтянут фиолетовым крепом и обильно усыпан рисунками золотых пчёл. Кроме того, на колеснице разместили огромные фигуры золочёных орлов, служивших символом прежних побед императора. Рядом шли, придерживая шнуры балдахина, маршалы Бертран, Никола Шарль Удино и Габриэль Жан Жозеф Молитор. Ещё 86 офицеров несли полковые штандарты.
На церемонии похорон непосредственно в Доме инвалидов присутствовали король, высшее духовенство и, разумеется, многие из командиров французской армии. Гроб поместили в часовне Святого Иеронима при соборе инвалидов.
Работы по строительству крипты и специального саркофага растянулись ещё на 20 лет. За эти годы французы успели свергнуть Луи-Филиппа I, установить республиканские порядки и избрать президентом Луи-Наполеона Бонапарта. Правда, племянник легендарного корсиканца в 1852 году произвёл переворот и провозгласил себя императором Наполеоном III. Наконец, в 1861 году состоялось торжественное открытие усыпальницы.
Останки Наполеона I поместили сразу в несколько саркофагов. Первый сделали из жести, второй — из красного дерева, третий и четвёртый — свинцовые, пятый изготовлен из эбенового дерева, а шестой — из дуба. Заминка возникла с главным саркофагом, в который поместили все остальные. Нужный материал, по иронии, нашёлся только в России.
Свобода Слова















