Бернард Шоу — единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии в области литературы, и премии «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». Он был одним из основателей Лондонской Школы Экономики и Политических Наук, и одновременно вторым по популярности (после Шекспира) драматургом в английском театре.
Писатель признавался, что ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок «Тысяча и одна ночь», а также из опер, в которых пела его мать. Бернард Шоу на протяжении всей жизни много читал, путешествовал и общался с самыми разными людьми. Что-то яростно критиковал, к чему-то относился с юмором и снисходительностью.
Его жизненный опыт и мудрость нашли свое отражение в гениальных пьесах и метких высказываниях.
Об отношениях
- Танец — это вертикальное выражение горизонтального желания.
- Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.
- Ненависть — месть труса за испытанный им страх.
- Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
- Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена.
- Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар.
- Искренним быть не опасно, тем более если вы вдобавок глупы.
- Брак — это лавина, которую юноша и девушка обрушивают себе на голову, потянувшись за цветком.
- Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.
О женщинах
- Женщины как-то сразу угадывают с кем мы готовы им изменить. Иногда даже до того, как это придет нам в голову.
- Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах.
- Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают.
О жизни
- Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.
- Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь.
- Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом.
- Вор не тот, кто крадет, а тот, кого поймали.
- Самый трусливый человек в тюрьме — ее директор.
- Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.
- Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили.
- Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
Об истории
- Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
- Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое.
- Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.
- Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я — никогда, то в свете статистики мы оба бьем свою жену через день.
- Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам.
Об идеях, таланте и званиях
- Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
- Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.
- Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны.
- Моя слава росла с каждой моей неудачей.
О человеке
- Человек — как кирпич: обжигаясь, он твердеет.
- Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.
- Человек, который ни во что не верит, всего боится.
- Только дурак может праздновать годы приближения смерти.
- Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.
- Богатые люди, у которых отсутствуют убеждения, более опасны в современном обществе, чем бедные женщины, у которых отсутствует мораль.
- Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Справка из Википедии
Джордж Бернард Шоу (англ. George Bernard Shaw; 26 июля 1856 года, Дублин, Ирландия — 2 ноября 1950 года, Хартфордшир, Англия) — британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской Школы Экономики и Политических Наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.
Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии, однако принял медаль лауреата
Рано увлёкся социал-демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц, возмущавшихся их мнимой безнравственностью и чрезмерной смелостью; за последние годы становится всё более популярным у английской публики и находит почитателей на континенте благодаря появлению критических статей о нём и переводов его избранных пьес (например, на немецком языке — Требича). Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.
В пьесе «The Philanderer» отразилось довольно отрицательное, ироническое отношение автора к институту брака, каким он являлся в то время; в «Widower’s Houses» Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).
У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Candida» и др.).
Ему принадлежит также написанный в более раннюю пору роман «Любовь в мире артистов».
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.